Рано или поздно перед каждым из нас встает вопрос, где жить. Во времена студенчества и в первые годы после окончания университета я жил в центре города, большого города. И тогда мне казалось, что лучше быть и не может. Я пытался успеть все: учиться на пятерки, работать, встречаться с друзьями, постоянно куда-то ездить. Было постоянное движение, жизнь била ключом, и мне казалось, что места лучше, чем центр, просто нет.
Время шло, и вместе с ним прошла определенная переоценка ценностей. Окончательно мое отношение изменило появление ребенка. Тогда у меня сформировалось понимание, что я больше не хочу жить в центре города, потому что:
- Слишком шумно. Большой поток транспорта, большое количество людей. Очень много магазинов и увеселительных заведений, что, может, было бы и не плохо, если бы не шум, который они создавали.
- Плохое качество воздуха. Квартира, в которой мы жили, досталась нам с балконом, остекление которого было выполнено по старому образцу, то есть были небольшие щели в разных местах. И не смотря на то, что все створки были всегда закрыты, за полгода там накапливалось столько пыли, что хранить там что-либо было просто невозможно. Летом, когда окна часто были открыты долгое время, мыть пол в квартире можно было хоть каждый день.
- Проблемы с парковками. Если рано утром и вечером этот вопрос сильно не напрягал, то заехать домой и припарковаться днем было практически нереально. Плюс люди парковались кто где мог и хотел: на газонах, на детских площадках, – а это не могло не расстраивать.
В целом сложилось понимание, что крупный город, не только его центральная часть, не создает никаких условий для гармоничной жизни. И пока живешь один, то ты, как правило, можешь с этим мириться, но когда у тебя появляются дети, то поднимается градус ответственности, и острота этих аспектов тоже вырастает.
Тогда встал вопрос о переезде из города. Было решено переезжать в пригород, в микрорайон с малоэтажной застройкой. И, надо признаться, это было одним из лучших решений. Объясню почему:
- Тихо и спокойно практически круглосуточно. Происходит небольшая активизация людей рано утром, когда все уезжают на работу, и вечером, когда все возвращаются. Все остальное время в микрорайоне тихо и умиротворенно.
- Качество воздуха значительно лучше, чем в городе. Относительная близость к городу все равно временами напоминает нам, что мы живем не в Альпах, но большую часть времени таким воздухом действительно приятно дышать. Плюс, как показатель, в квартире чище долгое время, на балконе не пыльно.
- Нормальная ситуация с парковкой. Сюда очень мало кто приезжает на работу и поэтому неместные не паркуют машины у нас во дворе. Конечно, я бы вообще предпочел дворы без парковок с возможностью парковать машину где-нибудь за домом. Двор должен быть для людей, для отдыха и встреч, а не для машин. Может, со временем мы к этому придем, а пока хотя бы радуюсь адекватной парковке – никто не паркуется на газоне, на тротуаре, у подъезда.
- Близость к городу позволяет сравнительно быстро получить доступ ко всем благам, за которые многие так любят большие города: качественную медицинскую помощь, работу, развлечения, магазины, развивающие мероприятия, да все, что угодно.
- Малоэтажная застройка стала открытием для меня. В нашем доме и в домах вокруг всего 3 этажа. А это значит, что во дворе всегда солнце, здания не закрывают его. Видно небо и красивейшие закаты. Мало этажей – мало людей. Я знаю всех соседей в своем подъезде, со всеми здороваюсь. Более того, здороваюсь даже со многими людьми из других подъездов. Создается ощущение какой-то коммуны, ощущение безопасности. Дети спокойно играют сами по себе во дворе, как это было в моем детстве. В подъезде спокойно оставляем велосипеды, детские игрушки. Мы даже иногда забываем закрыть дверь на замок, когда приходим домой. В атмосфере доверия очень приятно находиться.
- Наличие базовых благ поблизости. Микрорайон не очень большой, но, тем не менее, в нем проживает достаточно людей, чтобы бизнесу здесь было интересно работать. Есть несколько продуктовых магазинов, аптека, пекарня, детский сад и, что очень важно, общественный транспорт. До всех этих благ можно дойти пешком, а это важно.
Со временем вокруг начали появляться аналогичные микрорайоны, и я заметил, что в тех из них, где этажность значительно выше, качество жизни ниже. Да, людей там значительно больше, следственно бизнесу там интереснее работать, и общественного транспорта больше, что казалось бы отлично. Зато и шума становится больше. Двор превращается в сплошную парковку. И пропадает ощущение близости между людьми, меньше доверия и открытости. Одни заселяются, другие выселяются, что вы даже не успеваете запомнить друг друга.
В свое время я немного интересовался вопросом, где лучше всего живется среднестатистическому человеку. Мне попадались интересные исследования и рейтинги, как правило, американские, но думаю, что люди везде остаются людьми, и их данные можно примерить и на нас в определенной степени. Так вот
- В таких городках и пригородах жизнь спокойнее, тише. Улицы уже и безопаснее, машин меньше, шума тоже меньше.
- Развитая пешеходная и велосипедная инфраструктура: широкие тротуары, велодорожки. Счастливые люди чаще гуляют пешком, катаются на велосипеде, реже ездят на машине. Так они чаще встречаются и общаются.
- Экология лучше, в том числе за счет меньшего количества машин. Много парков и пешеходных зон. Много деревьев. Дышится лучше.
- Меньше машин – меньше стресса. В этих городах, как правило, хорошо развит общественный транспорт.
- У людей есть возможность получить доступ практически к тем же благам, что и в большом городе: бассейны, магазины, кафе, кинотеатры, качественная медицина, хорошая стоматология. Да, этот доступ немного меньше, но он есть, и его достаточно.
- Ниже уровень преступности. Выше уровень доверия между людьми. Люди знают своих соседей.
- И да, таким городам свойственна малоэтажная застройка.
Интересно, что лидерами рейтингов оказались именного города и пригороды со сравнительно небольшим населением. Если населения становится больше, то появляются минусы, о которых я писал выше, рассказывая о центре города и о районах с многоэтажной застройкой. Если же город совсем маленький, то, несмотря на всю его безмятежность, люди не становятся счастливее, потому что ограничены в доступе к благам современной цивилизации.
Аналогична ситуация и с частным сектором. Хотя мне самому импонирует мысль о жизни в личном доме. Но такая жизнь тянет за собой ряд минусов:
- В таких поселениях нерентабельно выстраивать систему общественного транспорта. Поэтому она обычно отсутствует. Это значит, что вы будете привязаны к своему автомобилю. Как следствие, будете реже ходить пешком, будете реже встречаться с соседями.
- В таких поселениях трудно получить доступ к качественным товарам и услугам. Как и в предыдущем пункте это просто нерентабельно – бизнесу неинтересно развиваться там, где мало людей и невысокий спрос. Следовательно, за любым товаром или услугой вам придется ехать в город, а это время и траты на топливо. Поэтому, возможно, вы вообще предпочтете лишний раз не выходить из дома, что не способствует ни вашему физическому здоровью, ни укреплению чувства общности с окружающими вас людьми. А ведь оба эти фактора так важны для долголетия.
- Зависимость от автомобиля ложится тяжелым бременем на экологию. Да, вы, скорее всего, будете жить в более экологичном месте, но теперь уровень вашей ответственности за экологическое загрязнение вырастет.
Конечно, каждому решать, где ему лучше. У всех свои взгляды на жизнь. Кому-то важнее близость ко всем удобствам, и они ни на что не променяют центр города. А кого-то манит тишина и покой, и они ни за что не бросят свой тихий пригород. В этой статье я лишь попытался высказать свое мнение и немного подытожить результаты тех исследований, которые мне довелось читать. В любом случае, выбор только за вами!